МБДОУ детский сад №2
"Колокольчик"
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Развитие познавательной активности дошкольников через опытно– экспериментальную деятельность

«Чем больше ребенок видел, слышал, пережил,

чем большим количеством элементов действительности

 он располагает в своем опыте, тем значительнее и

продуктивнее при других равных условиях

будет его творческая деятельность»

Л.С. Выготский

 

    Одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности. 

    Метод экспериментирования один из эффективных методов познания закономерностей, явлений и становления основ культурного познания ребёнком окружающего мира. Достоинством этого метода является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накопления умственных умений. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах окружающего мира. В процессе эксперимента активизируются мыслительные процессы, обогащается память, данный вид работы вызывает у ребенка интерес к изучению чего - то нового, к дальнейшему исследованию природы, что соответствует условиям формирование познавательного интереса с учетом ФГОС ДО.

    Дошкольникам свойственно наглядно – действенное и наглядно - образное мышление, следовательно, метод экспериментов соответствует возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим.

  

    О преимуществах данного метода говорили многие выдающиеся педагоги и психологи как: Я.А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж. Ж. Руссо, К.Д. Ушинский.

Актуальность.

    Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Экспериментальная деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии с введением Федерального Государственного стандарта дошкольного образования. В соответствии с требованиями ФГОС ДО ребёнок должен быть: любознательным, активным, интересующимся новым, неизвестным в окружающем мире, задавать вопросы взрослому, любить экспериментировать.

    Экспериментирование вызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний и с этическими правилами в жизни общества. Всем известно, что важным критерием в подготовке ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях. И экспериментирование как нельзя лучше формирует эту потребность через развитие познавательного интереса.

    Новизна моей работы в том, что исследование и экспериментирование – новый, нетрадиционный подход в образовании дошкольников, который позволяет широко развивать логическое мышление, воображение, фантазию, творчество, закладывает навыки учебной деятельности. Я стараюсь обеспечивать личностно-ориентированное взаимодействие. Использовать методы и приемы для дифференцированного и индивидуального развития дошкольников. Применяю современные образовательные технологии.

    Поэтому целью моей работы является развитие познавательной активности дошкольников через опытно– экспериментальную деятельность. Главной своей задачей в работе считаю выбор наиболее эффективных методов и приемов организации дошкольников, которые позволили бы максимально использовать индивидуальные возможности каждого ребенка, создать ситуацию успеха.

    Современный образовательный процесс направлен на поиск новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает экспериментально-исследовательская деятельность. «Люди, научившиеся... наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с тем, кто такой школы не прошел» отмечал Климент Аркадьевич Тимирязев. Детское экспериментирование – ведущий метод в познавательно-исследовательской деятельности дошкольника.

Дети любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-образное мышление и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.

Методы и приемы, используемые мною в работе:

Традиционные методы:

Словесные: Рассказы воспитателя («Что можно сделать из бумаги?», «Для чего нужна глина?», чтение сказок «Цветик-семицветик», «Двенадцать месяцев», «Как люди речку обидели» и т. Д.) Основная задача этого метода – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями.

Практические (опыты «Свойства воды», «Солнечные, зайчики,», «Мы фокусники» с магнитом и т.д.) Элементарный опыт – это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.

Метод наблюдения – относится к наглядным методам и является одним из основных, ведущих методов дошкольного обучения. В зависимости от характера познавательных задач в практической деятельности я использую наблюдения разного вида: – распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений (опыты «Горит – не горит», «Какого цвета вода?», «Плавает или тонет» и т. Д.) – за изменением и преобразованием объектов (лед–вода, вода –пар, семечко – росток и т. Д.) У старших дошкольников формируются достаточно правильные и полные картины окружающей их природы. Моя работа с детьми построена с учётом их возрастных особенностей. Для удобства поиска необходимых опытов и экспериментов, систематизировала описание вошедших в перспективное планирование опытов в картотеку.

В своей работе использую инновационные методы:

- Использование элементов ТРИЗ. При проведении опытов по знакомству детей с разными агрегатными состояниями воды использовать прием «маленькие человечки» для обозначения жидкого, твердого и газообразного состояния воды.

- Метод игрового проблемного обучения заключается в проигрывании на занятиях и в совместной деятельности с детьми проблемных ситуаций, которые стимулируют познавательную активность детей и приучают их к самостоятельному поиску решений проблемы. Например, проблемная ситуация: после ознакомления детей со свойствами магнита случайно на глазах детей роняли скрепки в таз с водой. Как достать их из воды, не намочив рук?

- При проведении мероприятий используются отдельные приемы мнемотехники – мнемотаблицы и коллажи.

    В процессе экспериментирования применяю компьютерные и мультимедийные средства обучения, что стимулирует познавательный интерес дошкольников. Детям намного интереснее не просто послушать рассказ воспитателя о каких-то объектах или явлениях, а посмотреть на них собственными глазами. Насколько захватывающие картинки можно увидеть на экране с помощью мультимедийной презентации, какие удивительные открытия сделает маленький естествоиспытатель.

    При организации предметно – развивающей среды я старалась учитывать потребности детей. А потребность их состоит в том, чтобы они могли свободно, самостоятельно и доступно пользоваться материалами для простейших опытов и экспериментов в группе, также учитывала индивидуальные особенности, уровень знаний, умений и навыков в экспериментально – исследовательской деятельности, возраст воспитанников.

    Задачи центра экспериментирования: формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, свойствах, способности анализировать, сравнивать, обобщать, выдвигать предположения устанавливать причинно – следственные связи и делать выводы; развивать интерес к изучению нового, развитие аккуратности, ответственности, последовательности, памяти, мышления, внимания, воображения.

    Развивающая предметно-пространственная среда по опытно – экспериментальной деятельности содержит:

  • Приборы– помощники для экспериментирования: весы, магниты, лупы, песочные часы;
  • Природные материалы: песок, глина, земля, семена, камешки разного цвета и формы, минералы, глина, разная по составу земля, уголь, соль, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, семена фруктов и овощей.
  • Медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки, вата, бинт, пробирки, шпатели, деревянные палочки, мензурки, воронки, резиновые груши разного объема.
  • Бросовый материал: пластмасса, кусочки ткани, кожи, меха, поролона, пробирки, проволока,
  • Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объемы: пластиковые бутылки, стаканы, ведерки, воронки.
  • Дополнительное оборудование и материалы.

- детские халаты, фартуки, мантии, конфедератки;

- схемы для проведения опытов.

    Лаборатория постоянно пополняется все новыми материалами для экспериментирования, которые находятся в доступном для детей месте.

    При организации в группе развивающей предметно пространственной среды в центре экспериментирования и его насыщение в соответствии с ФГОС ДО учитываем принципы:

1. Соответствие содержания центра детского экспериментирования возрастным возможностям детей данной группы и соблюдение правил техники безопасности при организации деятельности данного центра;

2. Наличие в центре лабораторного оборудования для проведения различных экспериментов (в соответствии с возрастной группой); для детей раннего возраста наличие игрушек и оборудования для игр с водой, песком, воздухом;

3. Наличие демонстрационного лабораторного и дидактического материала (различные коллекции, глобус, природный материал и т.д.), а также дидактические игры и их картотеки;

4. Наличие комнатных растений, условия их содержания (оборудование по уходу);

5. Наличие энциклопедической литературы, различных тематических альбомов (обязательно для групп дошкольного возраста);

6. Эстетическое оформление центра (оригинальность названия, наличие игрового персонажа, художественное оформление и т.д.);

7. Доступность оборудования центра для свободного экспериментирования детей.

    Моя педагогическая работа по организации деятельности детского экспериментирования осуществляется на протяжении нескольких лет. В процессе работы я поняла, что исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности, все стороны воспитания. Жизнь ребенка в детском саду организована таким образом, что один вид деятельности сменяет другой:

 зарядка

 завтрак

 НОД

 прогулка

 игры и т.д.

Всё по режиму.

На зарядке ребенок экспериментирует со своим телом, выполняя упражнения. Во время приема пищи задействуются вкусовые рецепторы, малыш познает вкус приготовленных блюд. Детское экспериментирование тесно связано с непосредственной образовательной деятельностью:

-наблюдение, развитие речи – умение четко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи.

-изобразительная деятельность – чем сильнее будут развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет результат природоведческого эксперимента. В то же время, чем глубже ребенок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности.

-формирование элементарных математических представлений – во время проведения опыта постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.

    Наблюдения на прогулках за явлениями в окружающей природе – это удивительные открытия детей, поводы для бесед и экспериментирования. Очень нравятся детям экскурсии, которые позволяют осуществить экспериментальную деятельность в естественных, природных условиях. Они способствуют развитию наблюдательности, сенсорных способностей, возникновения интереса к природе. В своей работе с детьми планирую игры, которые являются важным фактором повышения познавательного интереса дошкольников.

    Основной формой детской экспериментальной деятельности, которую я активно использую, являются опыты. Дети с огромным удовольствием выполняют опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой и прочее. Например, ставлю проблему: слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов-песчинок, этим объясняется свойство сухого песка – сыпучесть.

    В процессе проведения опытов все дети принимают активное участие. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное – они все проделывают сами. Тем самым мы развиваем у детей любознательность, наблюдательность и умения находить пути решения проблемных ситуаций и радоваться своим результатам. Исследовательская деятельность  активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания. Каждое новое знание приоткрывает ребенку малоизвестные стороны познаваемого объекта, возбуждает к вопросу, догадкам.

    Постановка проблемной задачи и процесс решения ее происходит в совместной деятельности воспитателя и детей. Педагог увлекает воспитанников в совместный умственный поиск, оказывает им помощь в форме указаний, разъяснений, вопросов. Познавательная деятельность сопровождается эвристической беседой. Воспитатель ставит вопросы, которые побуждают детей на основе наблюдений, ранее приобретенных знаний сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем путем рассуждений приходить к выводам. Дети свободно высказывают свои мысли, сомнения, следят за ответами товарищей, соглашаются или спорят.

Результативность. 

    Дети стали более любознательными, активными, расширился их словарный запас, развиваются восприимчивость к явлениям и объектам окружающего мира, начальное представление о физических свойствах жидких и твердых телах. Они с удовольствием экспериментировали, занимались поисковой деятельностью. У ребят чаще стали появляется вопросы - гипотезы, выражающие предположения, собственные теории по поводу познаваемых явлений, объектов окружающей действительности, что свидетельствовало об их «интеллектуальных интересах».

    В ходе бесед с родителями выяснилось, что дети стали проявлять желание экспериментировать дома. А в некоторых семьях появились экспериментальные лаборатории. Родители консультировались по видам и способам проведения практических работ в домашних условиях.

     Ребята приобрели ценный опыт проведения экспериментальной деятельности при взаимодействии со взрослым, научились выражать свои мысли, проявлять инициативу, стали более самостоятельными.

     Дети научились помогать друг другу, выстраивать партнерские отношения с педагогом, это придало уверенности даже самым скромным.

     Дошкольники использовали элементы экспериментирования как на занятии, так и в свободной деятельности. 

    Я надеюсь, что работа и дальше будет показывать желаемые результаты, процент усвоения программы с каждым годом будет увеличиваться, постоянно ищу новые пути создания такой пространственно-предметной среды и системы развивающих отношений, которые бы расширяли мир детей и стимулировали их разнообразную и экспериментальную деятельность.

   

   

 

Вход на сайт

Поиск

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Друзья сайта