МБДОУ детский сад №2
"Колокольчик"
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Моя педагогическая находка
«Приемы Блума, как способ развития критического мышления у дошкольников»

Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно - деятельностной самореализации, к проявлению активности и творчества в решении жизненно важных задач.  Первоосновы такой личности необходимо заложить уже в дошкольном детстве, на что нацеливает Федеральная  образовательная  программа дошкольного образования. Сегодня актуальным является вопрос не столько передачи знаний от педагога к воспитаннику, сколько о воспитании мотивированной, инициативной личности, ориентированной на успех.

Возникает вопрос: Как и с помощью чего это сделать?

В этом современному педагогу помогают разнообразные методики и технологии.

Познакомившись с различными развивающими технологиями современного образования, я остановилась на технологии развития критического мышления у ребенка.

   Почему же так важно развивать не просто «мышление», а именно «критическое мышление» у детей? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно определить, что значит критическое мышление. В современной психологии рассматривается несколько трактовок этого понятия, но общий смысл сводится к следующему.

Критическое мышление — это умение всесторонне анализировать информацию и делать обоснованные (в идеале — объективные) выводы.

Критически мыслящий ребенок всегда сможет аргументировано доказать свою позицию. Он будет опираться на логику и на мнение собеседника, а значит, сможет объяснить, почему он с ним согласен или не согласен.

Одним из приемов развития критического мышления дошкольников является технология «Кубик Блума». Бенджамин Блум известен как автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности.

.Работая в режиме данной технологии, педагог перестаёт быть главным источником информации, и, используя «Кубик Блума», превращает занятия в совместный и интересный поиск.

Кубик представляет собой объемную фигуру, на сторонах которого написаны слова

-Назови….

-Почему….

-Объясни….

-Предложи….

-Придумай….

-Поделись…..

Назови. Предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы. Ребёнку предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т. д. Например, «Назови три весенних месяца. Какие весенние праздники ты знаешь?». Данный блок можно разнообразить вариативными заданиями, которые помогают проверить самые общие знания по теме.

Почему. Это блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением.
Например: Почему весной возвращаются перелётные птицы? Какая перелётная птица возвращается первой?
Объясни. Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы.
Дополнительные фразы, которые помогут сформулировать вопросы этого блока:
- Как ты думаешь, какие изменения в природе происходят весной? Как встречают весну звери?
Предложи. Ребёнок должен предложить свою задачу, которая позволяет применить то или иное правило. Либо предложить свое видение проблемы, свои идеи. То есть, ребёнок должен объяснить, как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретных ситуаций.
Например: Предложи игры, в которые можно поиграть в весенний день
Придумай — это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла.
Например: Придумай красивые слова о весне. Как её можно описать.
Поделись — вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности детей, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке.
Вопросам этого блока желательно добавлять эмоциональную окраску. То есть, сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах ребёнка, его эмоциях, которые вызваны названной темой.
Например: «Нравится ли тебе такое время года как весна? За что ты её любишь?

 

 Работа с кубиком строится по определенному алгоритму. Правила игры довольно просты:

  1. Формулируется тема занятия или любой другой деятельности с детьми. Именно выбранная тема обозначит нам круг вопросов и заданий, с которыми придется столкнуться детям, ответить на вопросы или выполнить задание.
  2. Воспитатель или ребенок бросает кубик.
  3. Выпавшая грань укажет, какого типа вопрос следует задать
  4. Итак, до тех пор, пока все грани кубика не будут задействованы.

Если одна грань выпадает несколько раз, а вопросы исчерпаны, можно предложить перебросить кубик.

Возможны два варианта применения:

 -Вопросы формулирует сам педагог. Это более легкий способ, используемый на начальной стадии — когда необходимо показать детям примеры, способы работы с кубиком.

-Вопросы формулируют сами воспитанники. Этот вариант требует определенной подготовки от детей, определенного навыка. Затем на занятии они обмениваются составленными вопросами и анализируют ответы других детей.

На основе Кубика Блума педагог может построить целое занятие, а можно использовать его как один из этапов. Его можно использовать по всем образовательным областям. Наиболее удобно применять этот приём на итоговых, обобщающих занятиях, когда у детей уже есть представление о сути темы.

Преимущества "Кубика Блума" в развитии дошкольников.

Кубик Блума" обладает множеством преимуществ, которые делают его эффективным инструментом развития детей дошкольного возраста.

Игровая форма работы с кубиком вызывает у дошкольников интерес и вовлеченность. Ребенок становится активным участником образовательного процесса, а не пассивным слушателем.

Развитие речи. Отвечая на вопросы с кубика, дошкольники учатся строить развернутые высказывания, обогащают словарный запас. Формируются навыки монологической и диалогической речи. Ребенок учится четко и понятно формулировать свои мысли.

 Развитие мышления. Вопросы и задания на кубике Блума тренируют такие мыслительные операции, как анализ, синтез, обобщение, классификация. У детей развивается логика, умение делать выводы. Также стимулируется воображение и творческое мышление. Познавательная активность

Коммуникативные навыки. При групповой работе с кубиком Блума дошкольники учатся взаимодействовать друг с другом, слушать собеседника, корректно возражать. Таким образом формируются умения работать в коллективе.

Индивидуальный подход. Воспитатель может варьировать сложность вопросов на кубике, исходя из особенностей конкретного ребенка. Это позволяет реализовать индивидуальный подход в обучении дошкольников.

Использование приема Кубик Блума только на первый взгляд кажется трудным. Но практика показывает, что прием очень нравится детям, они быстро осваивают технику его использования. А воспитателю этот прием помогает развивать навыки критического мышления и в активной и занимательной форме строить совместную деятельность с детьми.

 

Вход на сайт

Поиск

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Друзья сайта