Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 67
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Бытующее мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых — будто бы ребенок сам постепенно овладевает правильным произношением,— глубоко ошибочно. И одних только занятий с логопедом недостаточно для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения, необходимы дополнительные упражнения — с родителями.

Памятка по выполнению артикуляционной гимнастики

Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом про­цессе.

Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

Виды артикуляционных упражнений

* Статические упражнения направлены на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позицию 5-10 секунд (Бегемот, Ворота, Лопаточка, Чашечка, Иголочка, Горка, Грибок).

* Динамические упражнения (ритмичное повторение движений по 6-8 раз) вырабатывают подвижность языка и губ, их координацию и переключаемость. (Часики, Качели, Футбол, Лошадка, Маляр, Вкусное варенье, Чистим зубки).

* Движения для губ и щек (Улыбка, Заборчик, Трубочка, Хоботок, Бублик, Бульдог).

Организация работы

* Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя, так как в этом положении у ребенка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. Размешать детей надо так, чтобы все они видели лицо педагога. Лицо педагога должно быть, хорошо освещено. Каждое упражнение необходимо повторять 2-3 раза.

* Педагог должен следить за качеством выполняемых каждым ребенком движений, в противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

* Педагог рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

* Показывает выполнение упражнения.

* Дает инструкцию по выполнению упражнения: инструкции надо давать поэтапно, например: улыбнись, покажи зубы, приоткрой рот, подними кончик языка вверх к бугоркам за верхними зубами, постучи в бугорки кончиком языка со звуком д-д-д. Выработка артикуляционных навыков требует длительной и систематической работы.

"Чистим зубки"
улыбнуться, открыть рот
кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы

"Месим тесто"
улыбнуться
пошлепать языком между губами - "пя-пя-пя-пя-пя"
покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения)

"Чашечка"
улыбнуться
широко открыть рот
высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т. е. слегка приподнять кончик языка)

"Дудочка"
с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты)

"Заборчик"
улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы

"Маляр"
губы в улыбке
приоткрыть рот
кончиком языка погладить ("покрасить") нёбо

"Грибочек"
улыбнуться
поцокатъ языком, будто едешь на лошадке
присосать широкий язык к нёбу

"Киска"
губы в улыбке, рот открыт
кончик языка упирается в нижние зубы
выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы

"Поймаем мышку"
губы в улыбке
приоткрыть рот
произнести "а-а" и прикусить широкий кончик языка (поймали мышку за хвостик)

"Лошадка"
вытянуть губы
приоткрыть рот
поцокатъ "узким" языком (как цокают копытами лошадки)

"Пароход гудит"
губы в улыбке
открыть рот
с напряжением произнести долгое "ы-ы-ы..."

"Слоник пьёт"
вытянув вперёд губы трубочкой, образовать "хобот слоника"
"набирать водичку", слегка при этом причмокивая

"Индюки болтают"
языком быстро двигать по верхней губе - "бл-бл-бл-бл..."

"Орешки"
рот закрыт
кончик языка с напряжением поочередно упирается в щёки
на щеках образуются твердые шарики - "орешки"

"Качели"
улыбнуться
открыть рот
кончик языка за верхние зубы
кончик языка за нижние зубы

"Часики"
улыбнуться, открыть рот
кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой

"Блинчик"
улыбнуться
приоткрыть рот
положить широкий язык на нижнюю губу

"Вкусное варенье"
улыбнуться
открыть рот
широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу

"Шарик"
надуть щеки
сдуть щеки

"Гармошка"
улыбнуться
сделать "грибочек" (т. е. присосать широкий язык к нёбу)
не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать)

"Барабанщик"
улыбнуться
открыть рот
кончик языка за верхними зубами: "дэ-дэ-дэ..."

"Парашютик"
на кончик носа положить ватку
широким языком в форме "чашечки", прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх

"Загнать мяч в ворота"
"вытолкнуть" широкий язык между губами (словно загоняешь мяч в ворота)
дуть с зажатым между губами языком (щеки не надувать)

 

Игры на развитие и совершенствование пространственных представлений ребёнка.

 Цель: используя предлагаемые  игры помочь детям   

• в определении правое и левое направление в пространстве;

 • в определении пространственных взаимоотношений предметов и объектов;

 • в определении схемы тела стоящего напротив человека (животного);

• научится ориентироваться на плоскости листа и в клеточках;

• в умение понимать сложные грамматические конструкции предложений;

Левое и правое. Ориентировка на плоскости и в пространстве.

   Достоинством приведенных ниже игр на развитие  и совершенствование пространственных представлений ребенка  является то, что для их проведения не требуются какие-то  специальные игрушки, пособия и т.п. 

   В играх используется игровое магнитное поле  и магнит. Можно  использовать холодильник, как магнитную  доску,  магниты   которые есть в любом доме, буквы, цифры на магнитах и лист А 4 с  разметкой крупной клеточки (4*4 см)       

Игры на определение правого  и левого направления в пространстве,  пространственных взаимоотношений предметов и объектов.

  1.   - Прикрепи, пожалуйста, рыбку так, чтобы она плыла справа налево,  или змея, ползла слева направо.    
  2.  Фрукты поставлены  в ряд .

 - Назови, пожалуйста, самый правый фрукт. 

 - Назови самый левый фрукт. 

 - Какие фрукты нарисованы левее ...? (правее ...?) 

      3.   Вот ряд букв: 

 - Назови, какая в этом ряду самая правая буква?  

 - Какая в этом ряду самая левая буква? 

 - Перечисли все буквы, которые расположены  левее буквы ... 

 - Сколько букв в этом ряду расположено правее  буквы ...?

      4.   Перед тобой  четыре зверя.

 - Перечислим их справа налево. 

 - Кого кошка может увидеть слева от себя? 

 - Перечисли, пожалуйста, зверей, которых жираф  может увидеть справа от себя. 

     5.     «Найди по описанию».    

  - Что справа от груши;                                    

  -Что слева от  ананаса;

  - Что  над арбузом;

  - Что под яблоком?

  - Что находится посередине (в центре)?

- Где находится вишенки?

       6.    Представь себя на месте клоуна.  

 - Где у тебя правая рука? 

 - В какой руке этот клоун держит шарики?  

 - А если клоун повернется к нам лицом, в какой руке у него будет мячик? 

 - А если клоун повернется к нам спиной, в какой руке у него будет мячик? 

 На фигурках или картинках с изображением животных в профиль можно научиться  находить   правое ухо не только у себя,  но  и у своих друзей, и у нарисованных  зверей.  Сначала от него требуется  поставить в заданное положение только  свою руку затем и все тело.                                 

Игры на ориентировку на плоскости листа и в клеточках.

Рассмотри картинки и назови изображённые предметы.   

 -Найди предмет, который и в правом верхнем углу; в левом верхнем углу; в левом нижнем углу; в правом нижнем углу; предмет, расположенный посередине листа.

-Повтори, где на картинке расположен  каждый из предметов.

 «Составь описание».

 Рассмотри магнит в правом нижнем углу и опиши расположение предметов по отношению к ... . 

 Назови предметы, которые ты видишь.

 Какой предмет находится между магнитами?

 Расскажи, где расположены магниты, используя слова под, над, слева, справа, между.

« Помоги божьей коровке дойти до мамы»

На игровом шахматном поле стоят магниты – божьей  коровки. Ребенок, проговаривая свои действия, перемещает божью коровку к маме. (1 клетка вверх, 2 клетки вправо, 2 клетки вверх, 3 клетки вправо). Для поддержания интереса к заданию меняем персонажей «Помоги пчелкам встретиться», «Доведи петушка до зернышка» и т.д. 

Слуховые диктанты

•          Магнит стоит на игровом поле. Ребенок под диктовку начинает его перемещать в указанном направлении (1 клетка вправо, 3 клетки вверх, 4 клетки вправо, и т. д…

•          Пчелка перелетела на 1 клетку вверх, на 2 клетки вправо, на 2 клетки вниз и т. д…

•          Игра «Рассели жильцов»

По словесной инструкции ребенок расставляет магниты. (В правом верхнем углу жил сиреневый магнитик(зайчик), в левом верхнем углу – синий магнитик(котик), в левом нижнем жил розовый(….) магнитик, в правом нижнем углу – черный(….) магнитик, в центре – желтый(….).

 

 


 

Форма входа
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Полезные ссылки
Архив записей