
Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Бытующее мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых — будто бы ребенок сам постепенно овладевает правильным произношением,— глубоко ошибочно. И одних только занятий с логопедом недостаточно для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения, необходимы дополнительные упражнения — с родителями.
Памятка по выполнению артикуляционной гимнастики
Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.
Виды артикуляционных упражнений
* Статические упражнения направлены на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позицию 5-10 секунд (Бегемот, Ворота, Лопаточка, Чашечка, Иголочка, Горка, Грибок).
* Динамические упражнения (ритмичное повторение движений по 6-8 раз) вырабатывают подвижность языка и губ, их координацию и переключаемость. (Часики, Качели, Футбол, Лошадка, Маляр, Вкусное варенье, Чистим зубки).
* Движения для губ и щек (Улыбка, Заборчик, Трубочка, Хоботок, Бублик, Бульдог).
Организация работы
* Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя, так как в этом положении у ребенка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. Размешать детей надо так, чтобы все они видели лицо педагога. Лицо педагога должно быть, хорошо освещено. Каждое упражнение необходимо повторять 2-3 раза.
* Педагог должен следить за качеством выполняемых каждым ребенком движений, в противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
* Педагог рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
* Показывает выполнение упражнения.
* Дает инструкцию по выполнению упражнения: инструкции надо давать поэтапно, например: улыбнись, покажи зубы, приоткрой рот, подними кончик языка вверх к бугоркам за верхними зубами, постучи в бугорки кончиком языка со звуком д-д-д. Выработка артикуляционных навыков требует длительной и систематической работы.
"Чистим зубки"
улыбнуться, открыть рот
кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы
"Месим тесто"
улыбнуться
пошлепать языком между губами - "пя-пя-пя-пя-пя"
покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения)
"Чашечка"
улыбнуться
широко открыть рот
высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т. е. слегка приподнять кончик языка)
"Дудочка"
с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты)
"Заборчик"
улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы
"Маляр"
губы в улыбке
приоткрыть рот
кончиком языка погладить ("покрасить") нёбо
"Грибочек"
улыбнуться
поцокатъ языком, будто едешь на лошадке
присосать широкий язык к нёбу
"Киска"
губы в улыбке, рот открыт
кончик языка упирается в нижние зубы
выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы
"Поймаем мышку"
губы в улыбке
приоткрыть рот
произнести "а-а" и прикусить широкий кончик языка (поймали мышку за хвостик)
"Лошадка"
вытянуть губы
приоткрыть рот
поцокатъ "узким" языком (как цокают копытами лошадки)
"Пароход гудит"
губы в улыбке
открыть рот
с напряжением произнести долгое "ы-ы-ы..."
"Слоник пьёт"
вытянув вперёд губы трубочкой, образовать "хобот слоника"
"набирать водичку", слегка при этом причмокивая
"Индюки болтают"
языком быстро двигать по верхней губе - "бл-бл-бл-бл..."
"Орешки"
рот закрыт
кончик языка с напряжением поочередно упирается в щёки
на щеках образуются твердые шарики - "орешки"
"Качели"
улыбнуться
открыть рот
кончик языка за верхние зубы
кончик языка за нижние зубы
"Часики"
улыбнуться, открыть рот
кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой
"Блинчик"
улыбнуться
приоткрыть рот
положить широкий язык на нижнюю губу
"Вкусное варенье"
улыбнуться
открыть рот
широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу
"Шарик"
надуть щеки
сдуть щеки
"Гармошка"
улыбнуться
сделать "грибочек" (т. е. присосать широкий язык к нёбу)
не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать)
"Барабанщик"
улыбнуться
открыть рот
кончик языка за верхними зубами: "дэ-дэ-дэ..."
"Парашютик"
на кончик носа положить ватку
широким языком в форме "чашечки", прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх
"Загнать мяч в ворота"
"вытолкнуть" широкий язык между губами (словно загоняешь мяч в ворота)
дуть с зажатым между губами языком (щеки не надувать)
Игры на развитие и совершенствование пространственных представлений ребёнка.
Цель: используя предлагаемые игры помочь детям
• в определении правое и левое направление в пространстве;
• в определении пространственных взаимоотношений предметов и объектов;
• в определении схемы тела стоящего напротив человека (животного);
• научится ориентироваться на плоскости листа и в клеточках;
• в умение понимать сложные грамматические конструкции предложений;
Левое и правое. Ориентировка на плоскости и в пространстве.
Достоинством приведенных ниже игр на развитие и совершенствование пространственных представлений ребенка является то, что для их проведения не требуются какие-то специальные игрушки, пособия и т.п.
В играх используется игровое магнитное поле и магнит. Можно использовать холодильник, как магнитную доску, магниты которые есть в любом доме, буквы, цифры на магнитах и лист А 4 с разметкой крупной клеточки (4*4 см)
Игры на определение правого и левого направления в пространстве, пространственных взаимоотношений предметов и объектов.
- - Прикрепи, пожалуйста, рыбку так, чтобы она плыла справа налево, или змея, ползла слева направо.
- Фрукты поставлены в ряд .
- Назови, пожалуйста, самый правый фрукт.
- Назови самый левый фрукт.
- Какие фрукты нарисованы левее ...? (правее ...?)
3. Вот ряд букв:
- Назови, какая в этом ряду самая правая буква?
- Какая в этом ряду самая левая буква?
- Перечисли все буквы, которые расположены левее буквы ...
- Сколько букв в этом ряду расположено правее буквы ...?
4. Перед тобой четыре зверя.
- Перечислим их справа налево.
- Кого кошка может увидеть слева от себя?
- Перечисли, пожалуйста, зверей, которых жираф может увидеть справа от себя.

5. «Найди по описанию».
- Что справа от груши;
-Что слева от ананаса;
- Что над арбузом;
- Что под яблоком?
- Что находится посередине (в центре)?
- Где находится вишенки?
6. Представь себя на месте клоуна.
- Где у тебя правая рука?
- В какой руке этот клоун держит шарики?
- А если клоун повернется к нам лицом, в какой руке у него будет мячик?
- А если клоун повернется к нам спиной, в какой руке у него будет мячик?
На фигурках или картинках с изображением животных в профиль можно научиться находить правое ухо не только у себя, но и у своих друзей, и у нарисованных зверей. Сначала от него требуется поставить в заданное положение только свою руку затем и все тело.
Игры на ориентировку на плоскости листа и в клеточках.
Рассмотри картинки и назови изображённые предметы.
-Найди предмет, который и в правом верхнем углу; в левом верхнем углу; в левом нижнем углу; в правом нижнем углу; предмет, расположенный посередине листа.
-Повтори, где на картинке расположен каждый из предметов.
«Составь описание».
Рассмотри магнит в правом нижнем углу и опиши расположение предметов по отношению к ... .
Назови предметы, которые ты видишь.
Какой предмет находится между магнитами?
Расскажи, где расположены магниты, используя слова под, над, слева, справа, между.
« Помоги божьей коровке дойти до мамы»
На игровом шахматном поле стоят магниты – божьей коровки. Ребенок, проговаривая свои действия, перемещает божью коровку к маме. (1 клетка вверх, 2 клетки вправо, 2 клетки вверх, 3 клетки вправо). Для поддержания интереса к заданию меняем персонажей «Помоги пчелкам встретиться», «Доведи петушка до зернышка» и т.д.
Слуховые диктанты
• Магнит стоит на игровом поле. Ребенок под диктовку начинает его перемещать в указанном направлении (1 клетка вправо, 3 клетки вверх, 4 клетки вправо, и т. д…
• Пчелка перелетела на 1 клетку вверх, на 2 клетки вправо, на 2 клетки вниз и т. д…
• Игра «Рассели жильцов»
По словесной инструкции ребенок расставляет магниты. (В правом верхнем углу жил сиреневый магнитик(зайчик), в левом верхнем углу – синий магнитик(котик), в левом нижнем жил розовый(….) магнитик, в правом нижнем углу – черный(….) магнитик, в центре – желтый(….).
|